Дио́нис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74). В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber), встречается также имя Ба́хус (лат. Bacchus). До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса). Как у греков, так и у римлян Дионис (Вакх) является богом вина и виноделия, а также богом вообще осеннего урожая. Он заставляет созревать плоды, в то же время наделяет людей всеми благами культуры, высшей нравственностью и правильными государственными отношениями. Местом рождения этого бога считались Фивы. Его матерью была Семела, одна из дочерей Кадма, которую благородный властитель неба Зевс удостоил своей любви. Впрочем, эта любовь была ей же на погибель, так как ревнивая Гера, приняв облик ее кормилицы, сумела внушить Семеле подозрение в божественной силе возлюбленного. Семела подвергла Зевса испытанию, обратившись к нему с требованием предстать перед ней в своем божественном величии. Напрасно заклинал ее Зевс взять назад это безумное требование. Она настояла на своем и была обращена в пепел жаром, исходившим от приближавшегося к ней в блеске молнии бога. Но ее сына Диониса Зевс спас от гибели и приказал Гермесу отдать его на воспитание нимфам. Юный Дионис сажает виноградные лозы, упивается вместе со своими воспитательницами сладостью добытого из винограда напитка. Увенчанный лаврами, в сопровождении бесчисленной толпы нимф, сатиров, лесных демонов носится он по лесам, оглашаемым громкими криками его вдохновенных почитателей и почитательниц. Но он сажает не только виноградники. Теперь он является основателем городов, распространяя более мягкие обычаи и веселую жизнь среди людей. В то же время гнев его жестоко поражал тех, которые не хотели принять его благодеяний. Основные мифы. Из многочисленных мифов, прославляющих чудотворную силу Диониса, едва ли не самый известный — наказание тирреских морских разбойников. Эти разбойники хотели заковать Диониса в кандалы, чтобы свезти его в Италию и продать там в рабство. Но по велению прекрасного бога оковы падают с его тела, виноградные лозы обвиваются вокруг мачт и парусов корабля и заставляют его остановиться, раздается пение нимф. Неизъяснимый ужас овладевает разбойниками, они бросаются за борт и превращаются в дельфинов. В Афинах в честь Диониса торжествовали особого рода праздник во время жатвы, на котором виноградные лозы с висящими на них ягодами носили в торжественной процессии по улицам города. Кроме того известны мифы о безумии его и им насылаемом. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его, и не признавал в нём бога. Так по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка. В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо. Культ Празднества в честь Диониса - вакханалии, т.н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т.н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. Культ Диониса имел очень обширное распространение не только в Греции, но также в Италии и Малой Азии, Фракии и Македонии, везде, где греками возделывалась виноградная лоза. Поклоняясь ему, как богу, прогоняющему заботы, в его честь устраивали большие, весьма любимые у простого народа празднества. Они происходили в начале весны, когда в первый раз совершалась проба молодого вина и торжественные процессии чередовались с театральными представлениями. Из праздников Диониса в Афинах упомянем следующие: Малые,или сельские дионисии, собственно праздник сбора винограда в Афинах, происходили в конце ноября или в начале декабря. За торжественным жертвоприношением, обычно им служил козел, следовала праздничная процессия со священной утварью бога. Праздник завершался плясками, маскарадом и пиром. Главным увеселением юношества был танец на кожаном мехе, сделанном из шкуры принесенного в жертву козла. Леней, праздник выжимания винограда, отмечались в январе именно на том месте, где, согласно древнему преданию, стояли первые виноградные тиски. Здесь находился Ленеон, один из двух главных храмов бога в Афинах. Большая праздничная процессия со священными символами бога украшала пиршества. Молодой сок, который пили при этом случае, немало способствовал и радостному настроению горожан. Доступно только для пользователей |