Эро́т (Э́рос, греч. Έρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) 1) Эро́т (Э́рос) - греческий бог любви, посланник Афродиты. Генеалогия. Существовало множество вариантов происхождения Эрота. Чаще его считают сыном Афродиты и Ареса, внуком Зевса и Геры, братом Антэрота, Фобоса, Деймоса и Гармонии. Возлюбленным Психеи. Визуализация. Изображался в образе златокудрого и златокрылого мальчика или в образе юноши. Зная как много горя и бед принесет Эрот в мир, Зевс хотел, чтобы его умертвили еще при рождении, но Афродита скрыла сына в непроходимом лесу, где его вскормили своим молоком две свирепые львицы. Атрибуты. Золотой лук из которого Эрот посылает золотые стрелы, вызывающие любовь или убивающие ее. Как стрелок не уступает самому Аполлону и никто, включая богов, не защищен от его стрел, которые часто выступают в роли орудия наказания, вызывая безответную любовь. Среди жертв Эрота - Аполлон. 2) Купидо́н (Аму́р) - римский бог любви, символ неотвратимости любви, плотской страсти и жизни после смерти. В переводе с латинского "Купидон" - "вожделение". Генеалогия. Сын Венеры и Вулкана. В другом варианте - появился из золотого или серебряного яйца. Визуализация. Часто изображался с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора его жертв. Подобно своей покровительнице Венере не прощает бесстрастия и игнорирования любви. Обряды поклонения. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Платоновскую Академию (Павсаний. Описание Эллады I 30, 1). Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки. Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.
По материалам: - Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.668-669,
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.551-552; нет у Аполлодора и Диодора
- Цицерон. О природе богов III 60
|